Применение мер ответственности за просрочку оплаты по договорам (контрактам) энергоснабжения органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями

Дата: 
28.02.2018

                                Пресс - релиз

«Применение мер ответственности за просрочку оплаты по договорам (контрактам) энергоснабжения органами государственной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями»

       Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) взыскание неустойки является одним из способов защиты нарушенного гражданского права. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (статья 330 ГК РФ).

       В силу пункта 1 статьи 332 ГК РФ кредитор вправе требовать уплаты неустойки, определенной законом (законной неустойки), независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон.

       Федеральным законом от 03.11.2015г. № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее - Закон № 307-ФЗ) внесен ряд существенных изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части унифицирования мер ответственности потребителей энергетических ресурсов за просрочку их оплаты.

       С учетом указанных изменений установлено, что потребитель (абонент) услуг, несвоевременно и (или) не полностью оплативший услуги по договору купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договору энергоснабжения, договору горячего водоснабжения, договору холодного водоснабжения, единому договору холодного водоснабжения и водоотведения, договору водоотведения, договору теплоснабжения, договору теплоснабжения и поставки горячей воды, договору поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, договору поставки газа, договору оказания услуг по транспортировке газа, договору оказания услуг по передаче электрической энергии, договору об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, договору, на основании которого вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги (далее применительно ко всем договорам - договоры энергоснабжения), обязан уплатить единой энергоснабжающей организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы, за каждый день просрочки, начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты (далее - законная неустойка).

       Однако при всей кажущейся простоте и однозначности понимания и, в связи с тем, применения внесенных изменений в действующее законодательство, по настоящий момент практически по всем спорам, касающимся взыскания энергоснабжающими организациями с потребителей, на стороне которых выступают органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения, законной неустойки, ответчиками заявляются доводы о неправомерности требований истца и необходимости исчисления подлежащей удовлетворению неустойки в размере, предусмотренном пунктом 5 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

       В названном пункте 5 статьи 34 Закона о контрактной системе установлена законная неустойка, применяемая к заказчику в случае несвоевременного исполнения обязательств по расчётам с поставщиком. Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

       Однако, в соответствии со статьей 8 названного Закона № 307-ФЗ, вступившего в законную силу с 05.12.2015 года, действие положений Федерального закона от 31 марта 1999г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), Федерального закона от 26 марта 2003г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (в редакции настоящего Федерального закона), статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (в редакции настоящего Федерального закона), Федерального закона от 27 июля 2010г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (в редакции настоящего Федерального закона), Федерального закона от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона договоров энергоснабжения.

       И при этом исключение по размеру неустойки Законом № 307-ФЗ установлено лишь для отдельных групп потребителей (товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных и иных специализированных кооперативов, созданных в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, управляющих организаций, приобретающих энергию для целей предоставления коммунальных услуг), с которых неустойка может быть взыскана в более низком размере - в размере 1/300 процентной ставки от не уплаченной в срок суммы.

       К их числу органы государственной власти и местного самоуправления, государственные и муниципальные предприятия и учреждения не отнесены.

       Положения вышеназванных федеральных законов в сфере энергоснабжения, статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях», в редакции Закона № 307-ФЗ носят специальный характер по отношению к Закону о контрактной системе, поскольку последний устанавливает общие особенности участия органов государственной власти и местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и предприятий в гражданско-правовых отношениях именно в целях повышения эффективности осуществления закупок, обеспечения гласности и прозрачности размещения заказов, добросовестной конкуренции, предотвращения коррупции и других злоупотреблений. Однако нормами Закона о контрактной системе специфика отношений в сфере энергоснабжения и конкретные особенности исполнения договоров в данной сфере не учитываются.

       Указанная позиция по применению законодательства отражена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №3(2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016г., Обзоре судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017г. (пункт 39).

       Следовательно, при расчете неустойки, подлежащей взысканию за период с 05.12.2015 года по государственному либо муниципальному контракту, заключенному в целях удовлетворения государственных (муниципальных) нужд в энергоснабжении, необходимо руководствоваться положениями Закона № 307-ФЗ.

        Такие выводы следуют из определений Верховного Суда Российской Федерации от 30.01.2017г. по делу № 304-ЭС 16-17144, от 23.03.2017г. № 308- ЭС16-17315, от 18.05.2017г. №3 03-ЭС16-19977.

       Согласование в государственном или муниципальном контракте условия о неустойке в размере, предусмотренном Законом о контрактной системе, не является препятствием для удовлетворения иска о взыскании законной неустойки, рассчитанной по ставке, предусмотренной Законом № 307-ФЗ.

Источник: Арбитражный суд Кемеровской области.