Процесс

Правовое регулирование в сфере третейского разбирательства.

Правовое регулирование в сфере третейского разбирательства

В соответствии с положениями статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2015г.  № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникший из гражданско-правовых отношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда, если иное не предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и федеральным законом.

Деятельность третейских судов и арбитражных учреждений в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 29.12.2015г.  № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» (далее – Закон об арбитраже) и Законом Российской Федерации от 07.07.1993г. №5338-1 «О международном коммерческом арбитраже».

Арбитраж (третейское разбирательство) с местом арбитража на территории Российской Федерации может либо администрироваться постоянно действующим арбитражным учреждением, либо осуществляться третейским судом, образованным сторонами для разрешения конкретного спора (ad hoc).

            Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения предоставляется некоммерческой организации актом уполномоченного федерального органа исполнительной власти   (в настоящее время - Министерство юстиции Российской Федерации) на основании рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства о предоставлении права на осуществлении функций постоянно действующего арбитражного учреждения (часть 4 статьи 44 Закона об арбитраже).

Министерство  юстиции Российской Федерации осуществляет депонирование правил постоянно действующих арбитражных учреждений (постановление Правительства Российской Федерации от 25.06.2016г. № 577 «Об утверждении Положения о депонировании правил постоянно действующего арбитражного учреждения») и утверждает перечень иностранных арбитражных учреждений, признаваемых постоянно действующими арбитражными учреждениями, который ведется в электронной форме и размещается в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте Минюста России  (пункт 4.1 статьи 44 Закона об арбитраже, пункт 53 приказа Минюста России от 20.03.2019г. № 45 «Об утверждении Положения о порядке создания и деятельности Совета по совершенствованию третейского разбирательства»).

 

Согласно части 13 статьи 52 Закона об арбитраже с 1 ноября 2017 года постоянно действующие третейские суды, не соответствующие требованиям статьи 44 данного закона и не получившие права на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения, не вправе осуществлять деятельность по администрированию арбитража.

Информация о постоянно действующих арбитражных  учреждениях доступна  на сайте Министерства юстиции Российской Федерации (http://minjust.gov.ru/ru/deyatelnost-v-sfere-treteyskogo-razbiratelstva/deponirovannye-pravila-arbitrazha)

 

Федеральный закон от 29.12.2015г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

 

◦Федеральный закон от 29.12.2015 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 3 части 1 статьи 6 Федерального Закона «О саморегулируемых организациях»  в связи с принятием Федерального закона «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации»

 

◦Закон Российской Федерации от 07.07.1993г. №5338-1 (ред. от 25.12.2018г.) «О международном коммерческом арбитраже»